Рецензия альбома (#album_reviews@melodies_and_rhythms)
Karl Bartos – Communication (2003)
Дебютный сольный альбом немецкого электронного музыканта, участника группы Kraftwerk, выпущенный 8 сентября 2003 года.
Карл Бартос продолжает удивлять музыкальный мир технократическими опусами: сольными (как в данном случае), под именем Elektric Music, или созданными в рамках проекта Electronic.
Более того, с тех пор как Бартос расстался с Kraftwerk, он перестал быть «роботом»! «Kraftwerk — это огромный бренд. А я — это я, Карл Бартос, человек, — говорил Карл в одном из своих недавних интервью. — Я счастлив, что мы расстались, так же, как счастлив, что был частью этого коммьюнити целых 15 лет. Но я так устал ехать на заднем сидении!»
Сольный альбом Бартоса «Communication» — яркий образец позднего (третьего по счету) «социального» периода технологического дойче-стиля. В композициях с документальной беспристрастностью рассказываются истории, взятые из контекста современного информационного мира. В мини-сочинениях Бартоса темы социологии, киберпространства, коммуникации и психиатрии переплетены теснейшим образом.
Песня под названием «I’m the message» отсылает нас к маклюэновскому «The media is the message» («Носитель и есть сообщение»), а композиция «15 Minutes of Fame» напоминает об Энди Уорхоле (Andy Warhol), считавшем, что каждый человек с помощью телевидения может стать «знаменитым на 15 минут».
Ссылки на современных философов и деятелей культуры у Бартоса не случайны. Карл уже давно умудряется сочетать музыкальную деятельность с преподаванием. В частности, в 2004 году он прочитал курс по интерпозиции медиа в Берлинском университете и даже посетил с лекциями по теории информации Санкт-Петербургский университет.
На диске «Communication» можно найти отголоски всего, что когда бы то ни было выходило как у Kraftwerk, так и у Бартоса сольно. Открывающая альбом «The Camera» кажется калькой с альбома «Electric Cafe» (1986). «I’m the Message» можно считать современной переработкой знаменитой «Music Non Stop». «15 Minutes of Fame» — это, по сути, английский клубный танцевальный хит (помните заигрывания с техно у Pet Shop Boys или лучшие образцы New Order?). Настроение композиции «Reality» напоминает «Elektro Kardiogramm» от Kraftwerk образца 2003 года, а «Electronic Apeman» и «Life» — синтипоп в духе его же проекта Elektric Music (1993).
Сплошные реминисценции — хорошо это или плохо? Можно сказать — нормально. Автоцитирование лишь подтверждает чистоту стиля и верность собственному направлению. То, что происходит в современной музыке за границами дойче-стиля, а именно, в направлении, именуемом «электроклэш», вызывает в основном неприятные эмоции. Уж лучше танцевать под «15 Minutes of Fame», чем под мутирующий «Music» Мадонны.
В завершение надо отметить великолепный (как по выразительности, так и по графике) флэш-клип на песню «I’m the Message», записанный на том же диске. Этим видеороликом Бартос часто иллюстрирует свои лекции.